Главная » Статьи » Гитара » Для новичков |
ПРИЕМЫ ИГРЫ
«Тирандо» («tirando» - итал.; «tirante» - исп.) - щипок струны пальцем правой руки без опоры на соседнюю струну, основной прием звукоизвлечения на гитаре при исполнении арпеджио, аккордов и многоголосия. «Апояндо» («apogando» - исп.)- «с опорой». Щипок струны пальцем правой руки с последующей опорой пальца на следующей струне. Апояндо иногда называется - «удар», «щипок с опорой», «скользящий удар». Сила и направление апояндо исходит от третьего сустава. Апояндо используется большим, указательным, средним, безымянным пальцами каждым в отдельности, а также различными сочетаниями пальцев в двойных нотах через струну и аккордах. «Арпеджио» («arpeggio» - итал.) - аккорд, исполняемый в «разбивку» в последовательности звуков. Арпеджио бывает восходящим и нисходящим. «Баррэ» («barre» - фр.) - прием игры, заключающийся в одновременном прижатии указательным пальцем левой руки на одном и том же ладу нескольких (малое баррэ) или всех струн (большое баррэ). Баррэ обозначается С. или В. (от испанского слова Caja и фр. Barre), малое баррэ обозначается перечеркнутыми буквами С, эти обозначения сопровождаются римской или арабской цифрой, указывающей лад. Часто баррэ обозначается знаком [ - стоящей перед нужными нотами. Когда требуется длительное держание баррэ, то справа от цифры проводится горизонтальная (пунктирная) линия до окончания баррэ. «Вибрато», «вибрация» («vibrato» - итал., vibratio - лат.) - колеблю, способ звукоизвлечения на гитаре, образуется вследствие колебания пальцев, прижимающих струну. Обозначается сокращенно - vibr. Колебания пальцев вдоль грифа продлевают звук, придают ему певучесть. Качество вибрато зависит в большей мере не от силы нажатия на струну, а от амплитуды и частоты колебания пальцев. В современной музыке употребляется и поперечное, «глубокое» вибрато. «Глиссандо» («glissando») - скользящий переход от звука к звуку; на гитаре достигается скольжением пальца по одной струне, причем, — нажим на струну должен усиливаться по мере приближения пальца к нужному (основному) звуку. «Легато» («legato» - итал.) (Hammer On и Pull Off) – связанно - общемузыкальный штрих, обозначающий переход от одного звука к другому без перерыва. На гитаре легато выполняется главным образом пальцами левой руки и приобретает значение не только штриха, но, в основном - средства звукоизвлечения, приема игры. Легато обозначается лигой между двумя (и более нотами). При этом палец правой руки извлекает только первую ноту; остальные - посредством «удара» или «срыва» пальцев левой руки на грифе. Легато в его гитарном применении существует в трех способах: 1. Восходящее (Hammer On) - после того как палец правой руки защипывает струну и извлекает первый звук, палец левой руки с силой («молоточком») опускается на соответствующий лад, извлекая, таким образом, следующий звук. 2. Нисходящее(Pull Off)- требует, чтобы пальцы левой руки были предварительно расположены на нужных ладах. После извлечения первого (верхнего) звука правой рукой, палец левой, прижимающий струну (на следующем — нужном ладу), вместо того, чтобы как обычно подняться, «сойти со струны», должен силой оттянуть ее к себе, заставляя звучать следующий звук. 3. Смешанное - когда используются первый и второй способы. «Расгеадо» («расгеадо широко применяются в стиле фламенко, rasgueado» - исп.) - гитарный прием звукоизвлечения. Применяется в современной литературе как один из наиболее красочных гитарных штрихов. Расгеадо подразделяется на три вида: 1. — восходящее - от (6) струны к (1); 2. – нисходящее - от (1) к (6); 3. - кольцевое. Чтобы исполнить расгеадо 1) вид - нужно собрать под кисть все пальцы правой руки (кроме большого) и быстро поочередно раскрывая их скользить по всем или нескольким струнам ногтевой частью, начиная с мизинца и заканчивая указательным (иногда - большим) пальцем. При этом производится сильный арпеджырованный аккорд; 2) - этот вид расгеадо исполняется предварительно свободно раскрытыми пальцами правой руки, - начиная с мизинца, быстро и поочередно скользят по струнам, по направлению к (6): 3) - объединяет в себе два предыдущих в их четком и беспрерывном чередовании; тем самым достигается постоянное тремолирующее звучание аккорда. Все виды «Тремоло» («tremolo» - итал. дрожащий) - быстрое чередование одного и того же звука; очень эффектный и удобный для исполнения на гитаре прием звуковедения. Исполняется посредством быстрого чередования щипков безымянного, среднего и указательного пальцев, при этом большой палец чаще «упреждает» движение безымянного, но иногда играет вместе с ним. Существуют различные аппликатурные формулы для исполнения тремоло, но наиболее популярная из них «р ,а, m, i». «Флажолет(ы)» («flageolet») - (название старинной французской флейты) - гармонические призвуки (или обертоны), которые возникают от колебания половинных, третьих, четвертых и других частей полного объема струны. Благодаря флажолетам диапазон верхнего регистра расширяется почти на октаву. Флажолеты бывают трех видов: натуральные, искусственные и сложные. 1)Натуральные - октавные, квинтовые, квартовые, терцовые (звучат соответственно на 12, 7, 5, 4 ладах). Исполняется легким прикосновением «подушечки» пальца левой руки, точно напротив ладового порожка (в выше указанных местах грифа) и одновременным щипком (ударом) пальца правой руки, после чего палец левой руки быстро поднимается. В результате слышится звук, по тембру напоминающий звучание старинной флейты или свирели. 2)Искусственные - охватывающие большой хроматический диапазон, и несколько тише, чем натуральные, тем не менее, они вносят большое разнообразие в тембровую палитру гитары. Исполняется искусственный флажолет следующим образом: палец левой руки прижимает струну обычным способом в нужном месте и остается на ней в продолжение заданной длительности звука, в то время как указательный палец правой руки мягко и быстро соприкасается со струной: точно на октаву выше места прижатия, а безымянный палец правой руки защипывает (извлекает) звук. 3)Сложные - звучат и исполняются так же как искусственные, только с применением аккомпанемента. Правая рука несет еще большую нагрузку: указательный палец касается струны в точке звучания флажолета, безымянный - извлекает звук, а большой и средний пальцы ведут аккомпанемент. «Арпеджиато» - способ очень быстрого последовательного извлечения аккордовых звуков. Существуют несколько способов исполнения арпеджиато: 1. Одним большим пальцем правой руки Poulgar (пульгар) или Рогuсе (пус), обозначающие большой палец. 2. Большой палец скользит по басовым струнам, а остальные звуки на тонких струнах извлекаются приемом тирандо i, т, а. 3. Арпеджиато исполняется движением вверх как во втором способе, а вниз одним безымянным пальцем. | |
Просмотров: 2452 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |